Главная Новости

«Сегодняшние электромобили ржавеют раньше, чем у них выходят из строя аккумуляторы», — говорит Ян Дедек из AAA Auto

Опубликовано: 12.10.2023

ССовременные электромобили оснащены аккумуляторными элементами, рассчитанными на 2000 циклов зарядки. Ожидается, что при запасе хода в 300 километров батареи прослужат примерно 600 000 километров, объясняет Ян Дедек, эксперт по электромобильности компании Aures Holdings, которая управляет автомобильными базарами AAA. Также он рассказывает о ненужном страхе перед запасом хода, правильном обращении с аккумулятором и о том, почему перед покупкой подержанного электромобиля важна комплексная диагностика.

Что вас привлекло в электромобилях и каковы были ваши первые шаги в этой области?

Когда я изучал промышленную инженерию, мы с одноклассниками интересовались Теслой. Не из-за автомобиля, в то время Tesla выпускала только родстер, а из-за роботизации. Илон Маск тогда пообещал полную автоматизацию, фабрику без людей. В старших классах я участвовал в соревнованиях мобильных роботов, благодаря чему попал в команду доцента Горака Технического университета в Остраве, который участвовал в разработке электрической версии автомобиля Кайпан. Я отправился на выставку Amper и таким образом проник в зарождающееся тогда сообщество электромобильности. В начале работы над докторской диссертацией я купил подержанный Peugeot iOn, но у него оказался неисправный аккумулятор. Поэтому я заменил его, разобрал старый, измерил и получил интересные данные. Так рос мой теоретический и практический опыт, который завершился получением докторской степени. Полученные знания и опыт теперь использую для клиентов Aures Holdings.

Что больше всего хочет знать человек, интересующийся электромобилем, приходя в автосалон?

Каждый задается разным вопросом, вероятно, под влиянием своего социального пузыря. Некоторые касаются пожарной безопасности, другие – деградации аккумуляторов, третьих – химии, используемой в элементах, или условий труда на кобальтовых рудниках. А некоторых клиентов больше интересуют детали экстерьера, например, дизайн колес на конкретной модели Tesla.

Когда клиент выбирает между двумя типами привода, что больше всего удерживает его от электричества?

Вообще страх перед новыми технологиями. У всех нас есть устоявшиеся шаблоны жизни и мы не хотим их менять. Люди, которые говорят о страхе перед дальностью, часто даже не знают, сколько километров они проезжают за день. Как далеко до Шумавы или Хорватии? Они просто привыкли заправляться раз в неделю или месяц. У них запас хода около 700 километров, а когда электромобиль проезжает 300 километров, им это не кажется таким уж большим.

Опасения по поводу деградации аккумуляторов, безусловно, имеют более реалистичную основу.

Да, потому что люди черпают это из своего опыта использования мобильных устройств, ноутбуков, планшетов или телефонов. В них аккумулятор заметно теряет емкость через год и его можно заменить через три года. Но телефон должен работать как можно дольше на одном заряде, поэтому он недостаточно чутко относится к аккумулятору. Им это даже и не нужно, потому что производители выпускают новые модели через два года, а моральное старение выражено сильнее, чем техническое. С автомобилями все наоборот. Система управления работает с аккумулятором, чтобы он прослужил долго, а производители конкурируют по гарантиям.

Однако опыт эксплуатации электромобилей первого поколения, таких как Nissan Leaf и Peugeot iOn, определенно не обнадеживал.

Это правда, но с тех пор технологии значительно продвинулись вперед. Аккумуляторы Peugeot iOn были рассчитаны на нагрузку около 500 циклов зарядки, а запас хода достигал всего 120 километров. Таким образом, количество циклов было быстро израсходовано: потребовалось всего около 60 000 километров, чтобы снизить мощность до 70 процентов. Для элементов LGX E78 в некоторых современных электромобилях производитель заявляет 2000 циклов, но с запасом хода 300 километров на одной зарядке. Предел снижения мощности таким образом передвинулся к шестистам тысячам километров.

Способствуют ли этому улучшению управление аккумулятором и охлаждение?

Для улучшения пользовательских характеристик, безусловно, да. У упомянутых аккумуляторов LGX E78, например, указанная допустимая мощность зарядки в киловаттах примерно такая же, как и емкость в киловатт-часах. Вот так и у Renault Zoe, мощность зарядки в 46 киловатт ниже мощности в 55 киловатт-часов. Некоторые автомобили Volkswagen Group с такими же аккумуляторами можно заряжать до 130 киловатт. Именно потому, что у них активное водяное охлаждение. Наоборот, подогрев помогает аккумулятору выдерживать езду и зарядку на морозе.

Необходимо ли использовать только 20–80 процентов емкости для достижения длительного срока службы батареи? И означает ли это процентов 20 на дисплее, или можно еще и рассчитывать на "скрытую" дополнительную емкость?

Существует теория – и пока она, кажется, подтверждается – что можно добиться трехкратного увеличения циклов проектирования при ограниченном использовании мощности за пределами минимумов и максимумов. Именно поэтому Тесла говорит об аккумуляторе на миллион миль: за 2000 циклов по 300 километров он пройдет 600 тысяч километров, а если умножить на три, то выйдет 1,8 миллиона километров. Это невероятные цифры. Сегодняшние электромобили ржавеют раньше, чем выходит из строя аккумулятор. Но вернемся к вашему вопросу о том, как обращаться с машиной. Не оставлять автомобиль на зарядке на 100 процентов — основа успеха. Для повседневного использования достаточно заряда на 80-90 процентов. Ниже двадцати не разряжайтесь — я бы, наверное, не стал вызывать эвакуатор из-за того, что запас хода у меня и так всего 60 километров. Важно не оставлять машину разряженной все выходные, особенно на морозе.

В каком состоянии автомобили, которые вы покупаете в AAA Auto?

У нас есть мультимарочная диагностика, которая оценивает два параметра. Первый — это состояние аккумулятора, то есть оставшаяся емкость, о которой сообщает блок управления автомобилем. Это базовая информация, которую вы можете прочитать с помощью простого мобильного приложения, но ею также можно манипулировать различными способами. Например сброс через диагностику, который должен быть сделан правильно после замены аккумулятора. Более важным является так называемая оценка батареи. Диагностика, которую мы используем, проверяет записи опасных ситуаций, о которых мы говорили. Например, сбалансированное напряжение всех ячеек, если автомобиль не часто перезаряжался до 100 процентов или долго не оставался разряженным, частота быстрой зарядки. Это гораздо более подробная картина использования автомобиля. Озвучку обычно нельзя удалить, а если и есть, то удаляется и пробег, что подозрительно при продаже автомобиля.

Насколько высоким должен быть уровень заряда аккумулятора у автомобиля, чтобы вы могли его купить?

В идеале выше 80 процентов. Если оценка ниже, мы покупаем автомобиль по более низкой цене и отражаем это в цене продажи. Покупатель получит сертификат о состоянии аккумулятора автомобиля. Мы не покупаем автомобили с рейтингом ниже 60 процентов и исправностью аккумулятора. Мы открыто представляем всю информацию по каждому автомобилю на сайте, чтобы клиент мог принять решение дома. Они даже могут сортировать батарейки по состоянию здоровья.

Электромобильность

Загрузить Приложение v PDF

А как насчет электромобилей, импортированных из-за границы?

Большинство электромобилей в нашем предложении импортные, на чешском рынке их пока невозможно приобрести в достаточном количестве. Семьдесят-восемьдесят процентов автомобилей приезжают из Германии, где наши закупочные мощности также оснащены диагностикой.

Является ли сегодняшняя оценка и состояние батареи гарантией надежности на долгие годы?

Когда вы покупаете автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, несмотря на все проверки или независимую экспертизу, через полгода с ним может что-то случиться. Электромобиль механически проще и надежнее, а также мы проводим детальную диагностику для клиентов. Конечно, никто не может гарантировать, что через две недели ни один элемент не выйдет из строя, но с подержанным электромобилем этого еще не произошло. Оценка аккумулятора говорит о том, что предыдущий владелец хорошо относился к машине, а состояние здоровья говорит о том, какой запас хода у вас будет. Задача продавца — объяснить вам, будет ли автомобиль в данном состоянии соответствовать вашим потребностям. Однако автомобили, представленные в нашем предложении, в большинстве своем настолько молоды, что на их аккумулятор еще распространяется заводская гарантия.

Статья опубликована в специальном приложении HN Электромобильность.

rss